Адаптация нового сотрудника

Как сделать адаптацию нового сотрудника максимально комфортной и быстрой?

Вряд ли кто-то назовет период жизни, когда по какой-то причине нужно искать новую работу и привыкать к новому месту, коллегам, процессам, их самым любимым и легким. Вы только что прошли круги собеседований, доказывали, что вы тот самый специалист с прекрасным опытом работы, а теперь вам нужно еще перестроиться и адаптироваться ко всему, что вас ожидает на новой работе. У вас сложились определенные ожидания по тому, что вам предстоит делать, каким будет ваш руководитель и коллеги, и вам бы очень хотелось, чтобы все это совпало с реальностью.

Адаптация нового сотрудника крайне важна в современном мире, так как это помогает сформировать понимание своего будущего в компании, и какой вклад можно внести для ее успешного развития. Правильно организованные программы, дающие возможность мягкого и комфортного входа сотрудника в новую среду, предоставляют ряд неоспоримых бонусов и для самой компании:
  • Повышают процент удержания сотрудников;
  • Улучшают их производительность;
  • Чаще рекомендуют компанию как новое место работы остальным, что несомненный плюс для репутации.

В первую очередь стоит начать с оценки текущей ситуации:

  • Есть ли у вас уже успешные/провальные кейсы адаптации?
  • Четко ли определены ценности вашей компании, описаны процессы, организована корпоративная культура?
  • Собраны ли отзывы от бывших и действующих сотрудников?

На этом пункте остановимся немного подробнее, так как его часто упускают из виду, а зря. Можно долго и тщательно прописывать новые процессы, изучать успешные способы адаптации и тренды в мире, но они могут быть неприменимы к вашей компании, ценностям, корпоративной культуре и сотрудникам в частности. Самый простой способ начать — это собирать обратную связь, расставаясь с сотрудником. Они могут быть более честны, так как уже покидают компанию и не стесняются выразить свои мысли и идеи для улучшения. Отзывы действующих сотрудников, конечно же, не менее важные, потому что это сейчас ваши люди, и они разделяют с вами те же ценности и стараются внести свой вклад, к тому же уже, возможно, долгое время.

Какие вопросы стоит задать сотрудникам, чтобы оценить насколько эффективна текущая программа адаптации?

  • Насколько совпадает то, что обсуждали на собеседовании, совпадает ли с реальностью?
  • Чего не хватало в первое время работы (в инструментах, информации, коммуникации с коллегами)?
  • Всегда ли вы получали оперативный ответ на свои запросы?
  • Что было для вас не совсем стандартным и привычным в первое время работы?
  • Какие препятствия возникали?
  • Что бы вы добавили в процессы компании, есть ли рекомендации к улучшению любого аспекта?

Конечно, это лишь малая часть вопросов, которая даст картину по течению адаптации. Проводите короткие встречи раз в 2 недели или раз в месяц, чтобы все обсудить. На первой неделе у вас будет один ряд вопросов, и чем дольше работает сотрудник, тем, конечно, будут появляться новые темы для обсуждения. Но обязательно периодически интересуйтесь все ли идет гладко.

После того, как вы настроили систематическое получение обратной связи у сотрудников, собрали все данные по текущим процессам, документам и определили основные ценности компании, стоит перейти к созданию единой базы, описывающее все, что у вас есть.

  • Четко и структурировано сформируйте все документы и инструкции, чтобы новому сотруднику было легче ознакомиться с ними. Недостаток информации не дает в полной мере понять культуру компании, и следовательно свое место в ней. Подскажите, с какой учебной информацией и в какие сроки нужно ознакомиться.
  • Старайтесь добавлять немного веселья и человечности в базу знаний, отдельно от серьезных рабочих документов. Покажите, что у вас есть корпоративная культура, и помимо работы, есть что-то большее.
  • Обозначьте к кому всегда можно обратиться по любым вопросам, чтобы специалист не терялся и не оставлял вопрос не решенным, чувствуя дискомфорт.
  • Хорошей практикой являются обучающие видео помимо документации. Все мы знаем, какое количество информации мы получаем в первые дни и все это в виде монотонного текста, который к концу первого дня уже перемешивается в голове. Видео руководителей отделов, отдельных специалистов помогут легче воспринять информацию, лучше и быстрее ее запомнить, а также уже с первого дня познакомиться с людьми компании.
  • Разделите процесс изучения по этапам, выделяя каждый день на определенную задачу. Например, первый день — общая информация о компании. Второй — знакомство с отделом, документами, процессом, встреча с коллегами и так далее. Это позволит комфортно влиться в процесс.

Есть множество примеров успешной адаптации, но каждая компания трансформирует способ под свои цели и задачи. Не забывайте, что люди — это самый ценный ресурс и, настроив грамотный процесс, вы поможете сотрудникам и вам развиваться вместе хорошим темпом.
25 мая 2025

Отправить запрос